Что такое информационная система. Что такое «информационная система Прочие классификации информационных систем

Государственные порталы, сайты

  • ЕСИА. Единая система идентификации и аутентификации - esia.gosuslugi.ru
  • ЕПГУ. Единый портал государственных услуг - gosuslugi.ru
  • Портал госуслуг Санкт-Петербурга - gu.spb.ru
  • Портал государственных и муниципальных услуг Ленинградской области - gu.lenobl.ru
  • Портал государственных и муниципальных услуг города Москвы - mos.ru
  • ЕФРСДЮЛ. Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц - fedresurs.ru
  • ФНС. Электронные сервисы - nalog.ru
  • ФИАС. Федеральная информационная адресная система - fias.nalog.ru
  • ГИС ЖКХ - dom.gosuslugi.ru
  • Реестр ПО. Единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных (Минкомсвязь) - reestr.minsvyaz.ru
  • Единый реестр запрещённых сайтов (Роскомнадзор) - eais.rkn.gov.ru
  • Реестр НАП. Реестр нарушителей авторских прав - nap.rkn.gov.ru
  • Реестр информации, запрещенной законом 398-ФЗ (Роскомнадзор) - 398-fz.rkn.gov.ru
  • ГИСП Промышленности. Государственная информационная система Фонда развития промышленности - gisp.gov.ru
  • КИО. Комитет имущественных отношений Санкт-Петербурга - commim.spb.ru
  • ФГИС ЦС. Федеральная государственная информационная система ценообразования в строительстве - fgiscs.minstroyrf.ru
  • ГИС ЕГРЗ. Единый государственный реестр заключений экспертизы проектной документации объектов капитального строительства - egrz.ru
  • ДОМ.РФ. Единая информационная система жилищного строительства - наш.дом.рф
  • ГИС ЕСГФК. Портал государственного и муниципального финансового аудита - portal.audit.gov.ru
  • ЕИСУКС. Единая информационная система управления кадровым составом государственной гражданской службы - gossluzhba.gov.ru
  • Официальный сайт РФ для размещения информации о проведении торгов - torgi.gov.ru
  • ЕИС. Единая информационная система в сфере закупок - zakupki.gov.ru
  • АИС ГЗ. Автоматизированная информационная система государственного заказа Санкт-Петербурга - start.gz-spb.ru
  • АИС ГЗ: Электронный магазин. Подсистема АИС Государственного заказа Санкт-Петербурга - estore.gz-spb.ru
  • Портал 223. Портал АИС ГЗ Санкт-Петербурга - 223.gz-spb.ru
  • Портал поставщиков города Москвы - market.zakupki.mos.ru
  • ПИК ЕАСУЗ. Портал исполнения контрактов Единой автоматизированной системы управления закупками Московской области - pik.mosreg.ru
  • ЕИС ГОЗ. Единая информационная система гособоронзаказа
  • ЕГИССО. Единая государственная информационная система социального обеспечения - egisso.ru
  • АИСГЗ ЛО. Электронный магазин - zakupki.lenreg.ru
  • Электронный магазин Московской области - market.mosreg.ru

Системы сбора отчетности

  • Росприроднадзор. Федеральная служба по надзору в сфере природопользования - rpn.gov.ru
  • Росфинмониторинг. Отчетность в Федеральную службу по финансовому мониторинг - portal.fedsfm.ru
  • ФГИС ЕИАС ФСТ России Единая информационная аналитическая система - eias.ru
  • ИАС ФСТ Санкт-Петербурга. Единая информационная аналитическая система - web.spbeias.ru
  • Ростехнадзор. Отчетность в Федеральную службу по экологическому, технологическому и атомному надзору - gosnadzor.ru
  • ЖКХ СПб. Портал Жилищно-коммунального хозяйства Санкт-Петербурга - gilkom-complex.ru
  • ГЖИ СПб. Отчётность в Государственную жилищную инспекцию Санкт-Петербурга
  • АС АКОТ. Федеральная государственная информационная система учета результатов проведения специальной оценки условий труда (ФГИС СОУТ) - akot.rosmintrud.ru
  • Роструд. Реестр деклараций соответствия условий труда - declaration.rostrud.ru
  • Центральный Банк РФ. Личный кабинет по финансовым рынкам - cbr.ru
  • ЕСОД. Единую систему обмена данными с внешними абонентами ЦБ России - portal4.cbr.ru
  • ГИС Энергоэффективность. Министерства энергетики РФ - gisee.ru
  • Энергопаспорт, подсистема ГИС Энергоэффективность - passport.gisee.ru
  • ЕГАИС Лес. Единая государственная автоматизированная информационная система учета древесины и сделок с ней - lesegais.ru
  • Роснедра. Личный кабинет недропользователя - lk.rosnedra.gov.ru

Информационные агентства для раскрытия информации

  • АК&М. Анализ, Консультации и Маркетинг- disclosure.ru
  • Интерфакс-ЦРКИ. Центра раскрытия корпоративной информации e-disclosure. ru
  • ПРАЙМ. Агентство экономической информации - disclosure.1prime.ru
  • СКРИН. Система комплексного раскрытия информации и новостей - disclosure.skrin.ru

Системы электронного документооборота

  • СМЭВ. Система межведомственного электронного взаимодействия (сертификат уполномоченного лица) - smev.gosuslugi.ru
  • ЕГИСЗ. Единая государственная информационная система в сфере здравоохранения - portal.egisz.rosminzdrav.ru
  • ЕИИС Соцстрах - Единая интегрированная информационная система ФСС "Соцстрах" (Электронный больничный) - cabinets.fss.ru
  • ЕССК. Единая система строительного комплекса Санкт-Петербурга - essk.gov.spb.ru
  • АИС Проектные декларации долевого строительства Минстроя России - dol.minstroyrf.ru
  • Градостроительный портал Санкт-Петербурга - portal.kgainfo.spb.ru
  • АИС ГАТИ. Государственная административно-техническая инспекция СПб - xc.gati-online.ru
  • ФАУ Главгосэкспертиза России - gge.ru
  • ГАУ Леноблгосэкпертиза. Управление государственной экспертизы Ленинградской области - loexp.ru
  • Госстройжилнадзор НАО. Государственная инспекция строительного и жилищного надзора Ненецкого автономного округа - stroy.adm-nao.ru
  • ГАУ "Управление государственной экспертизы Республики Башкортостан" - lk.expertizarb.ru
  • ГАУ "Управление государственной экспертизы Республики Бурятии" - personal.ekspbur.ru
  • Центр строительного аудита и сопровождения - csas-spb.ru
  • ФБУ РОСГЕОЛЭКСПЕРТИЗА - rgexp.ru
  • ГИС АПК ЛО. Геоинформационная система агропромышленного комплекса Ленинградской области - gisapk.lenreg.ru
  • Росимущество. Межведомственный портал по управлению государственной собственностью -mvpt.rosim.ru
  • ФГИС Росаккредитации - fsa.gov.ru
  • АРМ МУНИЦИПАЛ. Система автоматизированного рабочего места муниципального образования
  • УПРАВЛЕНИЕ. Государственная автоматизированная информационная система - gasu.gov.ru
  • ГИИС Электронный бюджет. Подсистема «Бюджетное планирование» - ssl.budgetplan.minfin.ru
  • ФГИС ТП. Федеральная государственная информационная система Территориального планирования - fgis.economy.gov.ru
  • ГИС ГМП. Государственная информационная система о государственных и муниципальных платежах - gis-gmp.kck.ru
  • ФТС России. Личный кабинет участника ВЭД - edata.customs.ru
  • АИС Внешнеторговая информация. Поддержка участников ВЭД (Минпромторг) - non-tariff.gov.ru
  • ФИПС. Федеральный институт по промышленной собственности (Роспатент) - 1.fips.ru
  • ФАС России. Подача заявлений и жалоб в Федеральную антимонопольную службу
  • Роспотребнадзор. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека - rospotrebnadzor.ru
  • ИС Россвязи. Личный кабинет оператора связи - is.rossvyaz.ru:8081/rossvyaz/
  • Российская общественная инициатива - roi.ru
  • ЕИС нотариата. Единая информационная система нотариата России - fciit.ru
  • Портал ОМСУ. Портал Органов местного самоуправления - app.fciit.ru/oms
  • Реестр уведомлений о залоге движимого имущества - reestr-zalogov.ru
  • Информационная система Нумерал-ПНУ - numeral.su
  • АС СЭП. Автоматизированная система электронных паспортов транспортных средств - elpts.ru
  • Предоставление страховых полисов КАСКО и ОСАГО в электронном виде
  • РОСГОСТРАХ. Личный кабинет - my.rgs.ru
  • АИС НССО. Национальный Союз Страховщиков ответственности - nsso.ru
  • Верховный Суд Российской Федерации - vsrf.ru
  • ГАС Правосудие. Сервис «Электронное правосудие» - ej.sudrf.ru
  • Информационная система Мой арбитр - my.arbitr.ru
  • Мосгорсуд. Московский городской суд - mos-gorsud.ru
  • ФССП. Федеральная служба судебных приставов - fssprus.ru
  • ГИБДД. Онлайн-обращения в службу Госавтоинспекции - гибдд.рф
  • СМАО. Саморегулируемая межрегиональная ассоциация оценщиков - smao.ru
  • Министерство культуры РФ. Заключение о государственной историко-культурной экспертизе
  • Вестник государственной регистрации - vestnik-gosreg.ru
  • ИС Государственная библиография. Российская книжная палата, ф-л ИТАР-ТАСС - online.bookchamber.ru
  • ОЭК. Система приема обязательных экземпляров печатных изданий в электронной форме - oek.rsl.ru
  • ЕГИСУ НИОКТР. Единая государственная информационная система учета научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ гражданского назначения - rosrid.ru
  • МГУ. Московский государственный университет им. Ломоносова - cpk.msu.ru
  • АИС Электронная путевка. Федерального агентства по туризму - russiatourism.ru
  • На Дальний Восток.рф - надальнийвосток.рф
  • Петроэлектросбыт. ЭДО с АО «Петербургская сбытовая компания» - pesc.ru
  • ЭДО с ПАО «Ростелеком»
  • ЭДО с ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга»
  • 1С-ЭДО. Система электронного документооборота
  • Synerdocs. Система электронного документооборота
  • АТИ-ДОКИ - d.ati.su
  • Дело. Система электронного документооборота
  • Диадок. Система электронного документооборота с контрагентами
  • ИНФИНИТУМ. Система электронного документооборота специализированного депозитария
  • Росинвойс. Система электронного документооборота - docs.roseltorg.ru
  • Сбис. Система электронного документооборота
  • СФЕРА EDI. Система электронного документооборота
  • Эдисофт. Система электронного документооборота
  • ЭДО ПОРТАЛ. Система электронного документооборота (EXITE)
  • Сбербанк Лизинг - e-leasing.sberleasing.ru
  • Первое экспертное бюро (ПЭБ) - 1expb.ru
  • АСТО ОГВ Краснодарского края - asto-23.ru
  • ЭДО с АО "Мосэнергосбыт"
  • Платформа ОФД. Оператор фискальных данных
  • БИФИТ ЭДО. Система электронного документооборота
  • ЭДО LeraData
  • ФГИС АРШИН. Информационная система метрологии Росстандарта - fgis.gost.ru
  • ИС ЭПС. Электронная почтовая система - zakaznoe.pochta.ru
  • Различные корпоративные информационные системы защищённого документооборота

10. Информационные системы

1. Информационные системы: определение, цель создания, структура.

2. Базовые принципы разработки ИС

3. Классификация информационных систем.

4. Системы классификации и кодирования экономической информации.

Классы ИС: MR I, MRP II, ERP

1. Информационные системы: определение, цель создания, структура.

Информация - это некоторые сведения, знания об объектах и процессах реального мира. Экономическая информация отображается, как правило, в виде документов.

Документ - это материальный носитель информации, имеющий юридическую силу и оформленный в установленном порядке.

Система - это комплекс взаимосвязанных средств, выступающих как единое целое. Каждая система характеризуется структурой, входными и выходными потоками, целью и ограничениями, законом функционирования.

Система охватывает комплекс взаимосвязанных элементов, действующих как единое целое в достижении поставленных целей.

Каждая система включает в себя компоненты

1.Структура системы – это множество элементов системы и взаимосвязей между ними.

2. Функции каждого элемента системы

3. Вход и выход каждого элемента и системы в целом.

4. Цели и ограничения системы и ее отдельных элементов (достижения уменьшение затрат и увеличение прибыли)

Каждая система обладает свойствами делимости и целостности.

ИС обеспечивает сбор, хранения, переработку информации об объекте снабжающих работников различного ранга информацией для реализации функций управления.

ЭИС – это система, функционирование которой заключается в сборе, хранении, обработки и распространении информации о деятельности какого либо экономического объекта реального мира.

ЭИС предназначены для решения задач обработки данных автоматизации делопроизводства, выполнения поиска информации и отдельных задач, основанных на методах искусственного интеллекта (из лекций).

Информационная система (ИС) - это программно-аппаратный комплекс, предназначенный для автоматизированного сбора, хранения, обработки и выдачи информации. Обычно ИС имеют дело с большими объемами информации, которая имеет достаточно сложную структуру. Классическими примерами информационных систем являются банковские системы, системы продажи билетов на транспорте и др.

ИС всегда специализируется на информации из определенной области реального мира: экономики, техники, медицины и т.д. Часть реального мира, отображаемая в ИС, называется предметной областью . Поэтому экономические ИС - это ИС, предметной областью которых является экономика. В этом смысле она выступает как информационная модель предметной области.

Любой системе управления экономическим объектом соответствует своя информационная система, называемая экономической информационной системой.

Экономическая информационная система (ЭИС) - это совокупности внутренних и внешних потоков прямой и обратной информационной связи экономического объекта, методов, средств, специалистов, участвующих в процессе обработки информации и выработке управленческих решений.

Информационная система является системой информационного обслуживания работников управленческих служб и выполняет технологические функции по накоплению, хранению, передаче и обработке информации. Она складывается, формируется и функционирует в регламенте, определенном методами и структурой управленческой деятельности, принятой на конкретном экономическом объекте, реализует цели и задачи, стоящие перед ним.

Структура ИС

Наиболее общим разделением подсистем ЭИС является выделение обеспечивающей и функциональной частей. Функциональная часть фактически является моделью системы управления объектом. Применительно к системам управления признаком структуризации могут служить функции управления объектом, в соответствии с которыми ЭИС состоит из функциональных подсистем. Обеспечивающая часть ЭИС состоит из информационного, технического, программного, организационного, правового и других видов обеспечения.

Независимо от признаков любая ЭИС состоит из функциональной и обеспечивающей частей. Функциональная часть определяется совокупностью решаемых задач, выделенных по определенным видам деятельности различных хозяйствующих объектов (по функциям).

Обеспечивающая часть представляет собой комплекс взаимосвязанных средств определенного вида, которые обеспечивают функционирование системы в целом или ее отдельные элементы. К обеспечивающим подсистемам относится: информационное обеспечение ИО, техническое обеспечение ТО, математическое обеспечение МО, правовое обеспечение Прав.О, программное обеспечение ПО, организационное обеспечение Орг.О, технологическое обеспечение Тех.О

ИО – совокупность единой системы классификации и кодирования информации унифицируемых систем документации, схем информационных потоков, циркулирующих в организациях, а также методология построения БД ИО подразделяется на внемашинное и внутримашинное.

Внемашинное унифицируемая система документации, а также систему классификации т кодирования учетной информации.

Внутримашинное – документы и массивы документов, находящиеся в памяти ЭВМ в виде библиотек, архивов, БД, баз знаний.

ТО – комплекс технических средств, предназначенных для работы ИС, а также соответствующая документация на эти средства и технологические процессы.

Тех.О – ориентирванно на выбранную информационную технологию ввода регистрации передачи, обработки и выдачи результативной информации. (централизованная, распределенная, децентрализованная)

ПО – входят: общесистемные и специальные программные продукты, а также техническая документация (ОС, оболочки, программы….)

Мат.О. – совокупность математических методов, моделей, алгоритмов для реализации целей и задач ИС, а также функционирования комплекса технических средств.

Орг.О – совокупность методов и средств, регламентирующих взаимодействие работников с техническими средствами и между собой в процессе разработки и эксплуатации ИС.

Прав.О. – совокупность правовых норм, определяющих создание юридический статус и функционирование ИС, регламентирующий порядок получения преобразования и использования информации. (из лекций)

Структура информации включает в свою совокупность следующие понятия: информационное пространство, предметная область, объект, экземпляр объекта, свойства объекта, взаимодействие объектов и свойства взаимодействия. Описать предметную область – это значит перечислить объекты и взаимосвязи между ними, а за тем описать их атрибутами и составными единицами информации.

Структура экономической информации достаточно сложна и может включать различные комбинации информационных совокупностей, обладающих определенным содержанием. Под информационной совокупностью понимается группа данных, характеризующих объект, процесс, операцию. По структурному составу информационные совокупности можно разделить на:

    реквизиты,

    показатели,

    Тема: Основные понятия информационных систем. Классификация прикладных информационных систем.

    1. Основные понятия информационных систем (ИС).

    2. Классификация ИС по масштабу, сфере применения, способу организации.

    3. Перечень прикладных информационных систем (ПИС).

    4. Базовые определения ПИС.

    Ключевые слова

    Информационная система, классификация, способ организации, сфера применения, автоматизированное проектирование, системы управления базой данных, корпоративные системы, система обработки изображений, научные исследования, системы реального времени, экспертные системы, системы обучения, информационно-справочные системы, медицинские информационные системы.

    1. Основные понятия ИС

    Под информационной системой обычно понимается прикладная программная подсистема, ориентированная на сбор, хранение, поиск и обработку текстовой и/или фактографической информации. Подавляющее большинство информационных систем работает в режиме диалога с пользователем.

    В наиболее общем случае типовые программные компоненты, входящие в состав информационных систем, реализуют:

    · диалоговый ввод-вывод;

    · логику диалога;

    · прикладную логику обработки данных;

    · логику управления данными;

    · операции манипулирования файлами и (или) базами данных

    2. Классификация информационных систем.

    Информационные системы классифицируются по разным признакам. Рассмотрим наиболее часто используемые способы классификации по масштабу, по сфере применения, способу организации.

    По масштабу информационные системы подразделяют на следующие группы (рис. 1).

    Рис. 1. Деление информационных систем по масштабу

    Одиночные информационные системы реализуются на автономном персональном компьютере (сеть не используется). Такая система может содержать несколько простых приложений, связанных общим информационным фондом, и рассчитана на работу одного пользователя или группы пользователей, разделяющих во времени одно рабочее место. Подобные приложения создаются с помощью так называемых настольных , или локальных систем управления базами данных (СУБД). Среди локальных СУБД наиболее известными являются Clarion, Clipper, d Base, Microsoft Access и др.

    Групповые информационные системы ориентированы на коллективное использование информации членами рабочей группы и чаще всего строятся на базе локальной компьютерной сети. При разработке таких приложений используются серверы баз данных (называемые также SQL - серверами) для рабочих групп. Существует довольно большое количество различных SQL – серверов как коммерческих, так и свободно распространяемых. Среди них наиболее известны такие серверы баз данных, как Oracle, Microsoft SQL Server, Inter Base, Sybase и др.



    являются развитием систем рабочих групп, они ориентированы на крупные компании и могут поддерживать территориально разнесенные узлы или сети. В основном они имеют иерархическую структуру из нескольких уровней. Для таких систем характерна архитектура клиент-сервер со специализацией серверов или же многоуровневая архитектура. При разработке таких систем могут использоваться те же серверы баз данных, что и при разработке групповых информационных систем. В крупных информационных системах наибольшее распространение получили серверы Oracle, DB2 и Microsoft Server.

    Для групповых и корпоративных систем существенно повышаются требования к надежности функционирования и сохранности данных. Эти свойства обеспечиваются поддержкой целостности данных, ссылок и транзакций в серверах баз данных.

    Классификация по сфере применения.

    По сфере применения информационные системы подразделяются на четыре группы (рис. 2).

    · системы обработки транзакций;

    · системы поддержки принятия решений;

    · информационно-справочные системы;

    · офисные информационные системы.

    Системы обработки транзакций, в свою очередь, по оперативности обработки данных разделяются на пакетные информационные системы и оперативные информационные системы. В информационных системах организационного управления преобладает режим оперативной обработки транзакций (On line Transaction Processing, OLTP) для отражения актуального состояния предметной области в любой момент времени, а пакетная обработка занимает весьма ограниченную часть.

    Рис. 2. Деление информационных систем по сфере применения.

    Для систем OLTP характерен регулярный (возможно интенсивный) поток довольно простых транзакций, играющих роль заказов, платежей, запросов и т.п. Важными требованиями для них являются:

    · высокая производительность обработки транзакций;

    · гарантированная доставка информации при удаленном доступе к БД по телекоммуникациям.

    Системы поддержки принятия решений (Decision Support System, DSS) представляют собой другой тип информационных систем, в которых с помощью довольно сложных запросов производится отбор и анализ данных в различных разрезах: временных, географических, по другим показателям.

    Обширный класс информационно-справочных систем основан на гипертекстовых документах и мультимедиа. Наибольшее развитие такие информационные системы получили в Интернете.

    Класс офисных информационных систем нацелен на перевод бумажных документов в электронный вид, автоматизацию делопроизводства и управление документооборотом.

    Классификация по способу организации.

    По способу организации групповые и корпоративные информационные системы подразделяются на следующие классы (рис. 3):

    · системы на основе архитектуры файл-сервер;

    · системы на основе архитектуры клиент-сервер;

    · системы на основе многоуровневой архитектуры;

    · системы на основе Интернет/ интранет – технологий.

    Рис. 3. Деление систем по способу организации.

    В зависимости от класса задач используются различные прикладные информационные системы (ПИС). ПИС – производство профессиональной информации, связанной с определенной профессиональной деятельностью. Она обеспечивает сбор, хранение, обработку, поиск и выдачу информации необходимой в процессе принятия решений задач из любой предметной области. Задача ПИС помочь в анализе проблем и создание новых продуктов в интересах достижения поставленной цели. Компьютеры, оснащенные специализированными программными средствами, являются технической базой и инструментом для любой ПИС. В крупных организациях наряду с ПК в состав технической базы ПИС могут входить серверы, супер-ЭВМ, компьютерные системы.

    3. Перечень прикладных информационных

    систем и их базовые определения.

    Рассмотрим перечень основных прикладных информационных систем.

    1. Системы автоматизированного проектирования (САПР).

    2. Системы мультимедийной обработки.

    3. Экспертные системы.

    4. Системы научных исследований и экспериментов.

    5. Корпоративные системы.

    6. Системы обработки сигналов и изображений.

    7. Системы реального времени.

    8. Системы обучения.

    9. Информационно-справочные системы.

    10. Системы управления базами данных (СУБД).

    11. Медицинские информационные системы.

    Рассмотрим назначение некоторых из них.

    Среди прикладных информационных технологий автоматизация проектирования занимает особое место. Использование системы автоматизированного проектирования (САПР) позволяет снизить стоимость и сократить сроки проектирования при улучшение качества проектных решений. Предприятия ведущие разработки без САПР оказываются неконкурентоспособными вследствие как больших материальных и временных затрат на проектирование, так и невысокого качества проектов. САПР содержит техническое, математическое, методическое и программное обеспечение. Существуют и информационные поддержки типа CASE и CALS – технологий (CASE – Computer Aided System Engineering; CALS – Continuousr Acquisition and Life Cycle Support).

    Экспертные системы (ЭС), или «системы, основанные на знаниях», представляют собой программное обеспечение, анализирующее некоторую информацию на основе специальных механизмов представления знаний о предметной области и логического вывода. Экспертные системы разрабатываются для широкого спектра проблем диагностики, проектирования, планирования, управления, пронозирования и др. Использование ЭС во многом объясняется их способностью воспринимать знания специалистов в определенной предметной области, обеспечивать доступ и манипулирование ими, а также выдавать рекомендации при решении практических задач на уровне высококвалифицированного эксперта. В ЭС принять выделять четыре существенные компоненты: базу знаний, машину логического вывода, модуль извлечения знаний и систему объяснения.

    Системы мультимедийной обработки. Здесь под мультимедиа понимают совокупность визуальных и аудиоэффектов воспроизводимых с помощью компьютера и управляемых интерактивными программами. Средства мультимедиа – это комплекс средств, позволяющих человеку общаться с компьютером, используя самые разные естественные для себя среды: звук, видео, графику, тексты, анимацию и т.д.

    Средствами мультимедиа являются:

    · системы речевого ввода и вывода информации (системы распознавания речи и системы синтеза речи);

    · компьютерные средства обеспечения звуковых технологий (звуковые карты и акустические системы);

    · компьютерные средства обеспечения видеотехнологий.

    Корпоративной информационной системой будем называть совокупность специализированного программного обеспечения и вычислительной аппаратной платформы, на которой установлено и настроено программное обеспечение.

    Корпоративные информационные системы – это интегрированные системы управления территориально распределенной корпорацией, основанные на углубленном анализе данных, широком использовании систем информационной поддержки принятия решений, электронном документообороте и делопроизводстве. Неотъемлемой частью корпоративных информационных систем являются корпоративные сети. Известны корпоративные сети на основе OC Windows Server 2000, на основе СОС Novell NetWare 5.1 и др.

    В системах реального времени обработка информации происходит в реальном масштабе времени (РМВ). Режим, при котором организация обработки данных подчиняется темпу процессов вне систем обработки данных, называется обработкой в реальном масштабе времени. В системах управления реальными объектами, построенных на основе компьютеров, процесс управления сводится к решению фиксированного набора задач. К системам РМВ могут быть отнесены и высокопроизводительные КС.

    Система управления базой данных – это специальный пакет программ, посредством которого реализуется централизованное управление базой данных и обеспечивается доступ к данным СУБД позволяет структурировать, систематизировать и организовывать данные для компьютерного хранения и обработки. Именно системы управления базами данных являются основной практически любой информационной системы. База данных – это датологическое представление информационной модели предметной области. Созданы специальные языки СУБД. Например, для управления реляционными базами данных может быть использован язык SQL (Structured Query Language) – структурированный язык запросов.

    Медицинские информационные системы – разработка технологии для организационного управления и обработки данных медицинского характера, разработка медицинских приборов и систем.

    Контрольные вопросы и задания.

    1. Дайте определение понятию «информационные системы».

    2. Что такое компьютерные системы? Каковы их разновидности?

    3. Какую функцию выполняют корпоративные информационные системы?

    4. Приведите перечень основных прикладных информационных систем (ПИС).

    5. Что дает проектировщикам ПИС использование САПР?

    6. Что представляет собой экспертные системы? Для каких целей они предназначены?

    7. Определите основные компоненты входящие в экспертную систему.

    8. Что такое система реального времени? Какие компьютеры могут быть отнесены к системам реального времени?

    9. С помощью каких технических и программных средств можно реализовать мультимедиа?

    10. Что относится к медицинским информационным технологиям?

    11. Какие существуют информационные поддержки для создания САПР?

    12. Чем объясняется широкое использование экспертных систем во многих областях науки и техники?

    13. Как классифицируется ИС по масштабу, способу организации и сферы применения?

    14. Как понять термин «групповые ИС»?

    Литература: 1,2,3,5,7.

    В РФ существует порядка 100 государственных информационных систем, они подразделяются на федеральные и региональные. Организация, работающая с какой-либо из этих систем, обязана выполнять требования к защите данных, которые в ней обрабатываются. В зависимости от классификации, к разным информационным системам предъявляются разные требования, за несоблюдение которых применяются санкции — от штрафа до более серьезных мер.

    Работа всех информационных систем в РФ определяется Федеральным законом от 27.07.2006 № 149-ФЗ (ред. от 21.07.2014) «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (27 июля 2006 г.). В статье 14 этого закона дается подробное описание ГИСов. К операторам государственных ИС, в которых ведется обработка информации ограниченного доступа (не содержащей сведений, составляющих государственную тайну), предъявляются требования, изложенные в Приказе ФСТЭК России от 11 февраля 2013 г. № 17 «Об утверждении требований о защите информации, не составляющей государственную тайну, содержащейся в государственных информационных системах».

    Напомним, что оператор — гражданин или юридическое лицо, осуществляющие деятельность по эксплуатации информационной системы, в том числе по обработке информации, содержащейся в ее базах данных.

    Если организация подключена к государственной информационной системе, то приказ ФСТЭК № 17 обязывает аттестовать систему, а для защиты информации должны применяться только сертифицированные средства защиты информации (имеющие действующие сертификаты ФСТЭК или ФСБ).

    Нередки случаи, когда оператор информационной системы ошибочно относит ее к ГИСам, в то время как она таковой не является. В итоге к системе применяются избыточные меры по защите. Например, если по ошибке оператор информационной системы персональных данных классифицировал ее как государственную, ему придется выполнить более жесткие требования к безопасности обрабатываемой информации, чем того требует закон. Тем временем требования к защите информационных систем персональных данных, которые регулирует приказ ФСТЭК № 21, менее жесткие и не обязывают аттестовать систему.

    На практике не всегда понятно, является ли система, к которой необходимо подключиться, государственной, и, следовательно, какие меры по построению защиты информации необходимо предпринять. Тем не менее план проверок контролирующих органов растет, планомерно увеличиваются штрафы.

    Как отличить ГИС от неГИС

    Государственная информационная система создается, когда необходимо обеспечить:

    • реализацию полномочий госорганов;
    • информационный обмен между госорганами;
    • достижение иных установленных федеральными законами целей.

    Понять, что информационная система относится к государственной, можно, используя следующий алгоритм:

    1. Узнать, есть ли законодательный акт, предписывающий создание информационной системы.
    2. Проверить наличие системы в Реестре федеральных государственных информационных систем . Подобные реестры существуют на уровне субъектов Федерации.
    3. Обратить внимание на назначение системы. Косвенным признаком отнесения системы к ГИС будет описание полномочий, которые она реализует. Например, каждая администрация Республики Башкортостан имеет свой устав, который в том числе описывает полномочия органов местного самоуправления. ИС «Учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях на территории Республики Башкортостан» создана для реализации таких полномочий администраций, как «принятие и организация выполнения планов и программ комплексного социально-экономического развития муниципального района», и является ГИС.

    Если система подразумевает обмен информацией между госорганами, она также с высокой долей вероятности будет государственной (например, система межведомственного электронного документооборота).

    Это ГИС. Что делать?

    Приказ ФСТЭК 17 предписывает проведение следующих мероприятий по защите информации к операторам ГИС:

    • формирование требований к защите информации, содержащейся в информационной системе;
    • разработка системы защиты информации информационной системы;
    • внедрение системы защиты информации информационной системы;
    • аттестация информационной системы по требованиям защиты информации (далее — аттестация ИСПДн) и ввод ее в действие;
    • обеспечение защиты информации в ходе эксплуатации аттестованной информационной системы;
    • обеспечение защиты информации при выводе из эксплуатации аттестованной информационной системы или после принятия решения об окончании обработки информации.

    Организации, которые подключены к государственным информационным системам, должны выполнить следующие действия:

    1. Провести классификацию ИС и определить угрозы безопасности.

    Классификация ИС проводится в соответствии с пунктом 14.2 17 приказа ФСТЭК.

    Угрозы безопасности информации определяются по результатам

    • оценки возможностей нарушителей;
    • анализа возможных уязвимостей информационной системы;
    • анализа (или моделирования) возможных способов реализации угроз безопасности информации;
    • оценки последствий от нарушения свойств безопасности информации (конфиденциальности, целостности, доступности).

    2. Сформировать требования к системе обработки информации.

    Требования к системе должны содержать:

    • цель и задачи обеспечения защиты информации в информационной системе;
    • класс защищенности информационной системы;
    • перечень нормативных правовых актов, методических документов и национальных стандартов, которым должна соответствовать информационная система;
    • перечень объектов защиты информационной системы;
    • требования к мерам и средствам защиты информации, применяемым в информационной системе.

    3. Разработать систему защиты информации информационной системы.

    Для этого необходимо провести:

    • проектирование системы защиты информации информационной системы;
    • разработку эксплуатационной документации на систему защиты информации информационной системы;
    • макетирование и тестирование системы защиты информации информационной системы.

    4. Провести внедрение системы защиты информации информационной системы, а именно:

    • установку и настройку средств защиты информации в информационной системе;
    • разработку документов, определяющих правила и процедуры, реализуемые оператором для обеспечения защиты информации в информационной системе в ходе ее эксплуатации (далее — организационно-распорядительные документы по защите информации);
    • внедрение организационных мер защиты информации;
    • предварительные испытания системы защиты информации информационной системы;
    • опытную эксплуатацию системы защиты информации информационной системы;
    • проверку построенной системы защиты информации на уязвимость;
    • приемочные испытания системы защиты информации информационной системы.

    5. Аттестовать ИСПДн:

    • провести аттестационные испытания;
    • получить на руки аттестат соответствия.

    Существует распространенное мнение, что для прохождения проверки контролирующих органов достаточно наличия организационно-распорядительных документов, поэтому операторы ГИС зачастую пренебрегают внедрением средств защиты. Действительно, Роскомнадзор уделяет пристальное внимание именно документам и реализации организационно-распорядительных мер по защите ПДн в организации. Однако в случае возникновения вопросов к проверке могут быть привлечены специалисты из ФСТЭК и ФСБ. При этом ФСТЭК очень внимательно смотрит на состав технической защиты информации и проверяет правильность составления модели угроз, а ФСБ проверяет реализацию требований, касающихся использования средств криптографической защиты информации.

    Олег Нечеухин , эксперт по защите информационных систем, «Контур-Безопасность»

    1. Государственные информационные системы создаются в целях реализации полномочий государственных органов и обеспечения обмена информацией между этими органами, а также в иных установленных федеральными законами целях.

    2. Государственные информационные системы создаются, модернизируются и эксплуатируются с учетом требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд либо законодательством Российской Федерации о государственно-частном партнерстве, о муниципально-частном партнерстве, законодательством о концессионных соглашениях, а в случаях, если эксплуатация государственных информационных систем осуществляется без привлечения средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, в соответствии с иными федеральными законами.

    3. Государственные информационные системы создаются и эксплуатируются на основе статистической и иной документированной информации, предоставляемой гражданами (физическими лицами), организациями, государственными органами, органами местного самоуправления.

    4. Перечни видов информации, предоставляемой в обязательном порядке, устанавливаются федеральными законами, условия ее предоставления - Правительством Российской Федерации или соответствующими государственными органами, если иное не предусмотрено федеральными законами. В случае, если при создании или эксплуатации государственных информационных систем предполагается осуществление или осуществляется обработка общедоступной информации, предусмотренной перечнями , утверждаемыми в соответствии со статьей 14 Федерального закона от 9 февраля 2009 года N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления", государственные информационные системы должны обеспечивать размещение такой информации в сети "Интернет" в форме открытых данных.

    (см. текст в предыдущей редакции)

    4.1. Правительство Российской Федерации определяет случаи, при которых доступ с использованием сети "Интернет" к информации, содержащейся в государственных информационных системах, предоставляется исключительно пользователям информации, прошедшим авторизацию в единой системе идентификации и аутентификации, а также порядок использования единой системы идентификации и аутентификации.

    5. Если иное не установлено решением о создании государственной информационной системы, функции ее оператора осуществляются заказчиком, заключившим государственный контракт на создание такой информационной системы. При этом ввод государственной информационной системы в эксплуатацию осуществляется в порядке, установленном указанным заказчиком.

    5.1. В случае создания или модернизации государственной информационной системы на основании концессионного соглашения или соглашения о государственно-частном партнерстве функции оператора данной системы в пределах, в объемах и в сроки, которые предусмотрены соответствующим соглашением, осуществляются концессионером или частным партнером.

    6. Правительство Российской Федерации утверждает требования к порядку создания, развития, ввода в эксплуатацию, эксплуатации и вывода из эксплуатации государственных информационных систем, дальнейшего хранения содержащейся в их базах данных информации, включающие в себя перечень, содержание и сроки реализации этапов мероприятий по созданию, развитию, вводу в эксплуатацию, эксплуатации и выводу из эксплуатации государственных информационных систем, дальнейшему хранению содержащейся в их базах данных информации.

    (см. текст в предыдущей редакции)

    7. Не допускается эксплуатация государственной информационной системы без надлежащего оформления прав на использование ее компонентов, являющихся объектами интеллектуальной собственности.

    8. Технические средства, предназначенные для обработки информации, содержащейся в государственных информационных системах, в том числе программно-технические средства и средства защиты информации, должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании.

    9. Информация, содержащаяся в государственных информационных системах, а также иные имеющиеся в распоряжении государственных органов сведения и документы являются государственными информационными ресурсами. Информация, содержащаяся в государственных информационных системах, является официальной. Государственные органы, определенные в соответствии с нормативным правовым актом, регламентирующим функционирование государственной информационной системы, обязаны обеспечить достоверность и актуальность информации, содержащейся в данной информационной системе, доступ к указанной информации в случаях и в порядке, предусмотренных законодательством, а также защиту указанной информации от неправомерных доступа, уничтожения, модифицирования, блокирования, копирования, предоставления, распространения и иных неправомерных действий.

    (см. текст в предыдущей редакции)